Кремль уповает на масштабную вакцинацию. Но она не решит всех проблем, связанных с ковидом. Пока даже открыт вопрос производства вакцины и ее доставки, считает Иван Преображенский.В 140-миллионной России в ближайшие дни будет произведено 2 млн отечественных вакцин от коронавируса, сообщил Владимир Путин. По его словам, это дает "возможность начать если не массовую, то масштабную вакцинацию", которая затронет миллион россиян. Мэр Москвы Сергей Собянин сразу объявил, что в столице прививать медиков и учителей начнут 5 декабря. Не опасно ли создавать впечатление, что вакцина в считанные дни придет в каждый дом и решит все проблемы с ковидом?
На Западе говорят, что российская вакцина "Спутник V" появилась так быстро, потому что не прошла третью фазу клинических испытаний, поэтому эффективность ее сомнительна. В Кремле критику российского продукта иностранцами называют "политической конкуренцией вакцин" .
Но к эффективности вакцины и правда есть некоторые вопросы. Например, есть свидетельства того, что люди, участвовавшие в тестировании "Спутника V" или даже целенаправленно привившиеся, все же заболевают. Об этом говорил, например, журналист Андрей Пивоваров.
Но главное даже не это. У тестировщиков могло быть плацебо, а у тех, кто привился - особенности иммунитета. В конце концов, никто и не говорит, что эффективность вакцины стопроцентная.
Пугает то, что к вакцине нет доверия со стороны части российского медицинского сообщества. Почему прививаться отказываются некоторые российские врачи? Причина явно не только в традиционной российской обязаловке. Похоже, что многие квалифицированные специалисты опасаются побочного эффекта или наоборот неэффективности вакцинации и предпочли бы подождать, пока закончатся полноценные испытания вакцины. Но российские власти, которым нужен политический эффект, такой возможности не рассматривают.
И сомнения в эффективности вакцины, к сожалению, - не единственная преграда для наполеоновских планов по масштабной вакцинации, озвученных Владимиром Путиным. Есть и бесспорные сложности - производство вакцины, логистика и т.д., которые нельзя списать на "недобросовестную конкуренцию" заокеанских врагов.
Первая проблема в том, что в России недостаточно мощностей для производства отечественной вакцины в необходимых количествах. Эту задачу решают как минимум с августа. В конце октября об этом публично заявил Владимир Путин. Но вопрос пока не решен - заводы еще только строятся.
Вторая проблема - логистика. Британский премьер Борис Джонсон предупреждает, что не стоит ждать того, что удастся быстро сделать прививку 20 млн подданным ее величества. Логистика - штука сложная, особенно, с учетом того, что хранить вакцину, одобренную британцами, надо при минус 70 градусах Цельсия, объясняет он.
Но его российские коллеги делают вид, что перед ними таких проблем не стоит. Иначе и быть не может. Хотя на самом деле Российская Федерация намного больше, по сравнению с Великобританией. А дороги в России, как и вообще коммуникации, не самые лучшие в мире. Жители острова Русский, которые уже две недели ждут, когда им наладят поставки всего необходимого и вернут нормальную возможность ездить на материк, могут про это, наверное, немало рассказать.
Тут стоит оговориться, все вышесказанное - не критика вакцинации как таковой. Прекрасно, даже со всеми ограничениями и подозрениями, что россиян начнут прививать от COVID-19. Просто пока не надо ждать чуда.
Очевидно, что с учетом всех имеющихся объективных и субъективных проблем, это будет долгий процесс. Население страны больше 140 миллионов. Как скоро удастся достроить заводы, завезти оборудование, запустить его, наладить производство, а затем доставку и, наконец, сам процесс вакцинации?
Между тем бесценна каждая жизнь. Вне зависимости от того, московский это врач, уральский рабочий, сибирский предприниматель или приморский учитель. В таком важном деле нужна ответственность и откровенность в общении с гражданами. Ложные надежды - путь к панике. Вряд ли стоит ли в таких обстоятельствах работать "на глазок" и разбрасываться обещаниями.
Однако Путин, говоря про "миллион человек", при том, что 2 млн вакцин еще даже нет на складах, явно рассчитывает на эффект пиара и магию больших цифр. А в это время во многих российских регионах по-прежнему не хватает коек в больницах, лекарств в аптеках и откровенного разговора со стороны властей, который тоже нужен россиянам.
Автор: Иван Преображенский - кандидат политических наук, эксперт по Центральной и Восточной Европе, обозреватель ряда СМИ. Автор еженедельной колонки на DW. Иван Преображенский в Facebook: Иван Преображенский
Комментарий выражает личное мнение автора. Оно может не совпадать с мнением русской редакции и Deutsche Welle в целом.
Эта новость также на сайте Deutsche Welle.